Сведения об образовательной организации

Версия сайта

 

god pam 

Официальные сайты

 

Новый рисунок 3
uovis
2015 11 18 08 18 36 Скриншот экрана
Новый рисунок 1234578
2015 11 18 08 16 44 Скриншот экрана
Новый рисунок 12345
  2015 11 18 08 13 21 Скриншот экрана
Новый рисунок 13
2015 12 18 08 16 25 Скриншот экрана
Новый рисунок 123456

1fb5d770 adc3 47c7 a0ec 736f9a5c372f

god pam

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья ЗПР, нарушение речи системного характера

 

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Родитель: ______________________________________________

«___»_________________ 2018 года

Заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом № 19 «Олененок» станицы Новогражданской муниципального образования Выселковский район

__________________________Т.В. Квочкина

 

Адаптированная образовательная программа

воспитанника МБДОУ ДС №19

Разработчики программы: Назаренко О.О. - учитель-логопед, Жилина Е.В. – воспитатель,

Безмогарычная Н.А. – воспитатель

Ответственные за реализацию: учитель-логопед Назаренко О.О., воспитатели: Безмогарычная Н.А., Жилина Е.В.

2018 г.

1.                    Пояснительная записка

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Организация, которую посещает ребенок

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Олененок» станицы Новогражданской муниципального образования Выселковский район (МБДОУ ДС №19)

Группа, которую посещает ребенок

Старшая разновозрастная группа комбинированной направленности

Диагноз

ЗПР. Нарушение речи системного характера

Социальное окружение

Мама:

Папа:

Ожидания родителей

Восстановление функций речевого общения, способность к обучению в школе

Виды психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребенок (согласно ИПР ребенка-инвалида)

Коррекция речевых недостатков

Специалисты ДОУ, включенные в деятельность с ребенком

Учитель-логопед: Назаренко О.О. Воспитатели: Безмогарычная Н.А., Жилина Е.В.

 

Воспитанник не имеет видимых нарушений и отклонений в развитии, у ребенка сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет ему совместно обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии. Ввиду отсутствия в ДОУ специалистов психологов, дефектологов, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников, затруднено осуществление углубленного педагогического обследования всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций,  интеллектуального развития. В связи с этим образовательный маршрут ребенка составляется логопедом и воспитателями. Адаптированная образовательная программа (АОП) для воспитанника спроектирована с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на основании основной образовательной Программы МБДОУ ДС №19, утвержденной на педагогическом совете.

Содержание программы представлено в трех компонентах:

-Образовательный компонент: определение путей взаимодействия с воспитанником после проведенной педагогической диагностики (план индивидуальной работы по расширению словаря, развития грамматического строя речи);

-Развивающий компонент: план по развитию речевого дыхания, а также план проведения дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастик;

-Воспитательный компонент: план взаимодействия воспитателей и сверстников с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, а также план взаимодействия с родителями в процессе педагогического сопровождения для позитивной социализации ребенка.

Так как вариант разработки и реализации АОП для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной педагогической диагностики, проводимой в январе текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в АОП. В конце мая по итогам реализации АОП в рамках ПМПк проводится анализ итоговой педагогической диагностики, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации. Также проводится итоговая встреча с родителями для определения дальнейших перспектив работы с ребенком, даются советы, консультации, памятки.

 

2.     Индивидуальный образовательный план

 

       Вид организованной образовательной деятельности (ООД)

Периодичность/мин.

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю/ 25 мин

Физическая культура на воздухе

1 раз в неделю/ 25 мин

Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений

1 раз в неделю/25 мин

Познавательное развитие. ФЦКМ и РК

1 раз в неделю/25 мин

Развитие речи/Формирование фонетической стороны речи

1 раз в неделю/25 мин

Развитие речи/Лексико-грамматический строй речи

1 раз в  неделю/25 мин

Познавательное развитие. Конструирование

1 раз в  неделю/25 мин

Рисование

2 раза в неделю/25 мин

Лепка

1 раз в 2 недели/25 мин

Аппликация

1 раз в 2 недели/25 мин

Музыка

2 раза в неделю/25 мин

ИТОГО ООД в неделю

13

 

Примерный план индивидуального взаимодействия с педагогами

 

Игры и упражнения на развитие грамматического строя, связной речи

Понедельник, среда/ 5 мин.

Игры и упражнения на расширение активного словаря

Вторник, четверг/ 5 мин.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

Пятница /1-3 мин.

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно/1-2 мин.

Дыхательная гимнастика

Ежедневно/1-2 мин.

Артикуляционная гимнастика

Ежедневно/3-5 мин

 

2. Содержание программы

Поскольку воспитанник способен усваивать программу наряду с другими детьми группы, но у него снижен объем активного внимания, нами было принято решение не уменьшать время на образовательную деятельность, поддерживать его интерес и при усталости увеличить время и количество динамических пауз. Таким образом, ребенок комфортно чувствует себя в обществе сверстников и с удовольствием участвует во всех видах детской деятельности.

Цели и задачи АОП совпадают с задачами основной образовательной программы, реализуемой в группе, которую посещает воспитанник (см. ООП МБДОУ ДС № 19), помимо этого поставлены дополнительные задачи:

Цель АОП: Восстановление функций речевого общения ребенка.

 

Основные задачи работы с воспитанником:

1. Расширение активного словаря, связной речи воспитанника до уровня, соответствующего возрасту 6 лет.

2. Развитие грамматического строя речи до уровня, соответствующего возрасту 6 лет.

3. Развитие речевого дыхания до уровня, соответствующего возрасту 6 лет.

4. Включение воспитанника в детских коллектив на правах полноправного участника образовательного процесса.

 

Содержание индивидуальной работы с воспитанником определено после проведенной педагогической диагностики.

 

В качестве инструмента педагогической диагностики развития ребенка, в том числе, его динамики, учитель-логопед использует речевую карту. Заполненная речевая карта позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка, что регламентировано п.3.2.2. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17.10.2013г.).

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: - Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).

 

3.1. Образовательный компонент

Период

Направление деятельности

Планируемая работа

 

сентябрь

Расширение активного словаря

Расширять, активизировать и уточнять  словарь, посредством использования в речи  слов-действий.

 

Развитие пассивного словаря

Учить пониманию противоположных по значению глаголов (налей — вылей, застегни – расстегни, надень — сними, завязывает — развязывает, закрывает — открывает, залезает — слезает), прилагательных (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий), наречий (впереди — сзади, внизу— вверху, высоко — низко, далеко — близко, много — мало).

 

Развитие грамматического строя речи, связной речи

Учить употреблению в речи простого, распространенного предложений

 

октябрь

Расширение активного словаря

Учить согласованию местоимений мой, моя с существительными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла)

 

Развитие грамматического строя речи, связной речи

Учить первым формам связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации действий.

 

ноябрь

Развитие пассивного словаря

Учить пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: кому, у кого, чем, куда («Покажи, кому мама дает молоко», «Покажи, у кого кукла», «Покажи, чем рисует девочка», «Покажи, куда спрятался котенок») «Покажи, где Валя взял чашку, где Валя взяла чашку», «Покажи, где Шура читал, где Шура читала»).

 

Развитие активного словаря

Расширять, активизировать и уточнять  словарь, посредством использования в речи слов,  обозначающих признаки предметов: основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый),оттеночные цвета(фиолетовый, голубой, коричневый) величину и ее параметры: (большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий), вкус (кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный)

 

Формирование звуко-слоговой структуры слова

Учить восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов с одновременным проговариванием и отхлопыванием (муха, кукла, утка, иду, веду, суп)

 

Развитие грамматического строя речи, связной речи

Учить первым формам связного высказывания по картинкам, употреблению форм единственного  и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже с окончаниями –ы (шар – шары), -и (кошка – кошки)

декабрь

Расширение активного словаря

Расширять, активизировать и уточнять  словарь, посредством использования в речи личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш)

 

Формирование звуково-слоговой структуры слова

Учить произнесению слогов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и договариванием слов (ка-ка — белая мука; бы-бы — высокие дубы; ха-ха-ха — купили петуха; га-га-га — нет сапога).

 

Развитие грамматического строя речи, связной речи

Учить изменению существительных по падежам:

винительный падеж существительных единственного числа с окончанием –у (Я беру… куклу, зайку, мишку);родительный падеж существительных мужского и женского рода; единственного числа без предлога и с предлогом у (У кого нет мяча? Мяча нет у мальчика. У кого есть усы? Усы есть у кошки.);  дательный падеж существительных мужского и женского рода; единственного числа с окончанием  (Кому подарили игрушки? Игрушки  подарили девочке.);  творительный падеж существительных мужского рода единственного числа с окончанием -ом (Чем режут хлеб? Хлеб режут ножом.).

 

Развитие фонетической стороны речи

Развивать элементарные произносительные навыки в работе над гласными [А], [У] и согласными [П], [Б]

 

январь

Расширение активного словаря

Использование в речи личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш)

 

Развитие грамматического строя речи, связной речи

Учить правильному употреблению форм рода и числа глаголов прошедшего времени (ушел – ушла – ушли). Отвечать на вопросы по картинкам

 

Развитие фонетической стороны речи

Развивать элементарные произносительные навыки в работе над гласными [И], [О] и согласными [Т], [Д]

 

февраль

Расширение активного словаря

Использование в речи личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш).

 

Развитие пассивного словаря

Учить пониманию и называнию значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-ечк-(«Покажи, где мяч, где мячик», «Покажи, где гриб, где грибок», «Покажи, где ягода, где ягодка», «Покажи, где ложка, где ложечка».

 

Формирование звуково-слоговой структуры слова

Учить восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов с одновременным проговариванием и отхлопыванием (киса, Нина, нитка, пилка, сиди, кит)

 

Развитие грамматического строя речи, связной речи

Учить употреблению в речи предложений с прямым и косвенным дополнением. (Мама, дай машинку. Аня, возьми чашку)

 

март

Развитие активного словаря

Учить образованию существительных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов –ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк-

 

Формирование звуково-слоговой структуры слова

Учить воспроизведению слоговой структуры двухсложных слов с одновременным отхлопыванием.

 

Развитие фонетической стороны речи

Развивать элементарные произносительные навыки в работе над гласной [Э] и согласными [К], [Г], [Х]

 

Развитие грамматического строя речи, связной речи

Заучивание простых потешек, коротких стихотворений. Учить употреблению глаголов в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени (сиди, лежи, играй, иди), глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (поет — поют, стоит — стоят, лежит — лежат).

 

апрель

Расширение активного словаря

Использование в речи наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), время (сейчас, скоро), количество (много, мало, еще), сравнение (больше, меньше), ощущения (тепло, холодно, горячо, кисло, сладко, горько, вкусно), оценку действий (хорошо, плохо).

 

Формирование звуково-слоговой структуры слова

Учить восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов с одновременным проговариванием и отхлопыванием (осы, косы, котик, ослик, зонтик, лимон, дом)

 

Развитие фонетической стороны речи

Развивать элементарные произносительные навыки в работе над согласными [В], [Ф]

 

Развитие грамматического строя речи, связной речи

Учить согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном и косвенных падежах по опорным вопросам.

 

май

Расширение активного словаря

Введение в словарь числительных.

 

Развитие фонетической стороны речи

Формировать умение различать контрасные гласные [И-У] , [И-О], [А-У], [Э-У].

 

Формирование звуково-слоговой структуры слова

Учить восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов с одновременным проговариванием и отхлопыванием (мыло, мыши, мышка, кусты, сын)

 

Развитие грамматического строя речи, связной речи

Формировать умение предлагать сотрудничество или выражать желание с помощью трехсоставной простой синтаксической конструкции (Мама, хочу пить. Катя, давай играть).

 

 

 

 

3.2.Развивающий компонент

 

Период

Формы работы

Планируемая работа

Сентябрь

Дыхательная гимнастика

«Качели», «Дерево на ветру»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус», «Чашечка», «Вкусное варенье»

Пальчиковая гимнастика

«Здравствуй, детский сад!», «Мой город»

Октябрь

Дыхательная гимнастика

«Дровосек», «Сердитый ежик», «Надуй шарик», «Листопад»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус», «Чашечка», «Вкусное варенье»

Пальчиковая гимнастика

«Мой город», «Огород. Овощи», «Компот»

Ноябрь

Дыхательная гимнастика

«Гуси летят»,  «Пушок», «Жук», «Петушок»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус», «Чашечка», «Вкусное варенье»

Пальчиковая гимнастика

«Мамочка любимая, родная!», «Здравствуй, зимушка-зима!», «Веселые маски», «Барабан»

Декабрь

Дыхательная гимнастика

«Ворона», «Паровозик», «Вырасти больной»,  «Часики»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус», «Чашечка», «Вкусное варенье»

Пальчиковая гимнастика

«Кукла», «Приходили к ёлке», «Посуда», «Ёлочные игрушки».

Январь

Дыхательная гимнастика

«Каша кипит», «Воздушный шарик»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Трубочка», «Грибок», «Погреем руки», «Накажем язык»

Пальчиковая гимнастика

«Весело зимой! Не хочется домой!», «Зимующие птицы», «Ботинки»

Февраль

Дыхательная гимнастика

«Насос», «Регулировщик», «Ножницы», «Снегопад»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Трубочка», «Грибок», «Погреем руки», «Накажем язык»

Пальчиковая гимнастика

«День Защитников Отечества», «Солдаты»

Март

Дыхательная гимнастика

«Трубач», «Поединок», «Пружинка», «Кто дальше загоняет шарик»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Накажем язык»

Пальчиковая гимнастика

«Кукла», «Барабан», «Семья», «Домик гнома».

Апрель

Дыхательная гимнастика

«Бегемотик», «Ветряная мельница», «Курочка», «Волна»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Накажем язык»

Пальчиковая гимнастика

«Облака», «Космос»

Май

Дыхательная гимнастика

«Парящие бабочки», «В лесу», «Хомячок»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Трубочка», «Грибок», «Погреем руки», «Накажем язык»

Пальчиковая гимнастика

«День Победы»

 

3.3. Воспитательный компонент

 

План взаимодействия с родителями воспитанника

 

Условные обозначения:

 

Б. – буклет;

П. – памятка;

Тр. – тренинг;

 

И/к – индивидуальная консультация;

Р /д – разучить дома;

З/д – закрепить дома;

 

ПГ – пальчиковая гимнастка.

 

Период

Вид деятельности

Сентябрь

1.Ознакомление с результатами первичной педагогической диагностики

2. Согласование АОП с родителями

3. И/к «Развиваем речь ребенка»

4. Б.- «Игры на развитие речевого дыхания»

5. з/д – индивидуальная тетрадь ребёнка

Октябрь

1. П. - «Домашняя игротека»

2. Б.- «Игры на развитие речевого дыхания»

3. З/д – индивидуальная тетрадь ребёнка

4. р/д – игра «Скажи ласково» (картотека)

Ноябрь

1. И/к – «Подготовка руки к письму»

2. Б.- «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

3. Р/д – игра «Ладошки» (картотека)

4. з/д индивидуальная тетрадь ребенка

Декабрь

1. Ознакомление с результатами промежуточной педагогической диагностики

2. П. – «Мелкая моторика в быту»

3. р/д- игра «Прошепчи в ответ» (картотека)

4. Тр. «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

5. з/д – индивидуальная тетрадь ребенка

Январь

1. Б. «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»

2. Р/д игра «Художники» (картотека)

3. И/к «Воспитание ребенка с нарушением речи»

4. з/д – индивидуальная тетрадь ребенка

Февраль

1. П. «Развиваем мелкую моторику рук»

2. Р/д- игра «Ветер и солнце» (картотека)

3. З/д- индивидуальная тетрадь ребенка

Март

1. П. «Игры для язычка»

2. Тр. «Учимся составлять рассказы»

3. Р/д – игра «Расскажем и покажем» (картотека)

4. З/д.- индивидуальная тетрадь ребенка

Апрель

1. И/к «Что такое артикуляционные сказки?»

2. Р/д- игра «Ласковое имя» (картотека)

3. З/д- индивидуальная тетрадь ребёнка

Май

1. Ознакомление с результатами итоговой педагогической диагностики

2. Подведение итогов взаимодействия

         

 

План проведения игр на развитие волевых и социально-коммуникативных

качеств ребенка в процессе взаимодействия с группой детей

 

Период

Взаимодействие со сверстниками

Сентябрь

«Менялки», «Группа в обручах», «Зеркало движений», «Телефон»

Октябрь

«Телефон», «Сказки наизнанку», «Цепочка слов», «Да и нет не говорите»

Ноябрь

«Холодно – горячо, право – лево», «Азбука настроений», «Да и нет не говорите»

Декабрь

«Собери чемодан», «Картинная галерея», «Цепочка слов», «О чем я сказала»

Январь

«Телефон», «Связующая нить», «Взаимное цитирование», «Почта»

Февраль

«Глаза», «Зеркало движений», «Слушай и повторяй», «Моё начало, твой конец»

Март

«Травинка», «Поводырь», «Сказки наизнанку», «Отражение чувств»

Апрель

«Интервью», «Горная тропинка», «Холодно – горячо, право - лево», «Телефон»

Май

«Сказки наизнанку», «Поводырь», «Горная тропинка», «Отражение чувств»

 

 

 

3.       Заключения и рекомендации

По результатам первичной диагностики_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По результатам промежуточной диагностики_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По результатам итоговой диагностики___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответственные за реализацию: ________________________                    ____________________

                                                                        ФИО                                                     Подпись

                                                     __________________________                 ____________________

                                                               ФИО                                                     Подпись

                                                     __________________________                 ____________________

                                                               ФИО                                                     Подпись